И снова о предметно-количественном учете лекарственных средств…

Виды журналов

Журналы для аптек могут быть обязательными, специфическими и необязательными. Рассмотрим их особенности подробнее:

  • Обязательные журналы для аптечной организации. Это необходимые документы, которые нужны в каждой аптеке. Правила надлежащей аптечной практики это жестко регламентируют;
  • Специфические журналы для аптечной организации. Это специфические журналы для аптек, которые работают с определенными условиями. Например, отпускают рецептурные препараты или работают с льготными категориями покупателей;
  • Необязательные журналы для аптечной организации. Это дополнительные журналы, которые облегчают работу сотрудников в аптечном пункте или аптеке. Заполнение и оформление журналов этой группы ведется исходя из потребностей организации.

«Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ № 647н от 31 августа 2016 г., определяют стандартную группу журналов, помогающих аптеке качественно выполнять свои функции.

Охрана труда в аптечной организации

  • журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
  • журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
  • журнал учета инструктажей по пожарной безопасности;
  • журнал регистрации инструктажа по электробезопасности.

Регистрация распоряжений и приказов

  • журнал регистрации приказов (распоряжений) по предприятию,
  • журнал учета проверок юридического лица или ИП органами государственного или муниципального контроля (надзора).

Хранение товаров аптечного ассортимента

  • журнал ежедневной регистрации параметров температуры и влажности в помещениях для хранения лекарственных препаратов, медицинских изделий и биологически активных добавок;
  • журнал периодической регистрации температуры внутри холодильного оборудования.

Движение и учет ЛП

  • журнал регистрации результатов приемочного контроля;
  • минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, отсутствующими на момент обращения покупателя;
  • журнал учета лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности;
  • журнал учета дефектуры;
  • лабораторно-фасовочный журнал;
  • журнал учета рецептов, находившихся (находящихся) на отсроченном обслуживании (при наличии);
  • журнал учета поступления и расхода вакцин (при наличии).

Движение и учет ПКУ, наркотических и психотропных препаратов

  • журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, которые входят в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (при наличии);
  • журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (при наличии).

Работа с медицинскими организациями

  • журнал учета неправильно выписанных рецептов;
  • журнал информационной работы с медицинскими организациями о порядке обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно, продаже лекарственных препаратов и медицинских изделий со скидкой.

При необходимости руководитель аптечной организации может ввести в работу и другие формы и виды журналов.

За хранение, ведение, обеспечение доступа к документам и, при необходимости, их восстановление отвечают уполномоченные сотрудники аптеки, которых назначает руководство аптеки.

Журналы можно вести как на бумажных, так и на электронных носителях. Срок их хранения регламентируют нормы и требования об архивном деле.

Позиция Минздрава России по третьему разделу Перечня ЛС ПКУ

Что касается третьего раздела Перечня ЛС ПКУ, Минздравом России отмечено, что указанные комбинированные лекарственные препараты подлежат отпуску по рецепту формы № 148-1/у-88 в соответствии с пунктом 5 Порядка № 562н. Таким образом, предметно – количественному учету подлежат:

  • кодеинсодержащие лекарственные препараты (такие как «Каффетин таблетки», «Коделак таблетки», «Солпадеин капсулы (таблетки шипучие)», «Терпинкод таблетки», «Юниспаз таблетки» и другие с содержанием кодеина (его солей) в количестве до 20 мг на 1 дозу твердой лекарственной формы);
  • лекарственные препараты, содержащие псевдоэфедрина гидрохлорид в количестве выше 30 мг и до 60 мг включительно на 1 дозу твердой лекарственной формы (такие как «Ринасек таблетки»);
  • лекарственные препараты, содержащие декстрометорфана гидробромид в количестве до 200 мг включительно на 100 мл/100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения (такие как «Гликодин сироп», «Колдрекс найт сироп», «Туссин плюс сироп», «Терасил-Д сироп»);
  • лекарственные препараты, содержащие фенилпропаноламин в количестве до 75 мг включительно на 1 дозу твердой лекарственной формы (такие как «Диетрин капсулы», «Колдакт капсулы», «Контак капсулы») или до 300 мг включительно на 100 мл/100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения (такие как «Триаминик сироп»);
  • лекарственные препараты, содержащие фенобарбитал в количестве до 20 мг включительно в сочетании с кодеином (его солями) независимо от количества на 1 дозу твердой лекарственной формы (такие как «Пенталгин Плюс таблетки», «Пенталгин-Н таблетки», «Пиралгин таблетки», «Седальгин-Нео таблетки», «Седал-М таблетки», «Тетралгин таблетки» и другие);
  • лекарственные препараты, содержащие фенобарбитал в количестве до 20 мг включительно в сочетании с эфедрином гидрохлоридом независимо от количества на 1 дозу твердой лекарственной формы (такие как «Нео-Теофедрин таблетки», «Теофедрин-Н таблетки»).

Однако, не подлежат предметно-количественному учету лекарственные препараты: «Нурофен Стопколд таблетки», «Каффетин колд таблетки», «Тофф плюс капсулы», «Беллатаминал таблетки», «Амиксид таблетки», «Кофетамин таблетки» — отпускаются по рецепту формы № 107-1/у; «Гриппекс таблетки», «Грипэнд таблетки», «Алекс Плюс пастилки» «Андипал таблетки» — отпускаются без рецепта.

Напомним, что в состав лекарственных препаратов, не подлежащих предметно – количественному учету и отпуск которых осуществляется по рецепту формы № 107-1/у, входят вещества, которые предусмотрены пунктом 4 Порядка № 562н. Например, в состав лекарственного препарата «Каффетин колд таблетки» входят вещества декстрометорфана гидробромид 15 мг и псевдоэфедрина гидрохлорида 30 мг, что подпадает под п.п. «г» п. 4 Порядка № 562н; а в состав лекарственного препарата «Амиксид таблетки» входит вещество хлордиазепоксид 5 мг, что подпадает под п.п. «з» п. 4 Порядка № 562н.

Что касается лекарственных препаратов, которые указаны выше и отпускаются без рецепта, то в их составе имеются вещества, предусмотренные пунктом 4 Порядка № 562н, однако, они не превышают установленной величины.

Например, лекарственный препарат «Гриппекс таблетки» содержит в себе такие вещества как псевдоэфедрина гидрохлорид 30 мг и декстрометорфана гидробромид 10 мг, однако, в соответствии с п.п. «г» п. 4 Порядка № 562н отпуску по рецепту формы № 107-1/у подлежит комбинированный лекарственный препарат, который содержит псевдоэфедрина гидрохлорид в количестве, не превышающем 30 мг, в сочетании с декстрометорфаном гидробромидом в количестве, превышающем 10 мг, и до 30 мг включительно (на 1 дозу твердой лекарственной формы).

Учет в учреждениях образования

В соответствии с п. 4 ст. 51 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» на образовательное учреждение возлагается обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. К таким условиям, в частности, относится организация медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательного учреждения.

Данная статья возлагает обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников образовательного учреждения на органы здравоохранения.

На основании пп. 19 п. 2 ст. 32 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» образовательные учреждения всех типов обязаны только предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Однако согласно СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденным Постановлением Минздрава России от 28 ноября 2002 г. N 44, все общеобразовательные учреждения должны укомплектовываться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. Тем самым обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников частично возложена на общеобразовательные учреждения. В обязанности образовательных учреждений по медицинскому обслуживанию обучающихся входит также организация комплексного оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, обеспечение проведения медицинских осмотров и т.п.

Минздравсоцразвития России выпустил Методические рекомендации от 15 января 2008 г. N 207, которые предназначены для организаторов здравоохранения и врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Как правило, медицинские услуги, оказываемые медицинским кабинетом образовательного учреждения, включают в себя доврачебную медицинскую помощь, проведение профилактических медицинских мероприятий и т.п.

Для организации работы медицинского кабинета образовательное учреждение пользуется услугами учреждений здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию путем заключения договора на оказание услуг. Расходы по оснащению медицинского кабинета оборудованием несет образовательное учреждение, а обеспечение медицинского кабинета медикаментами является обязанностью медицинского учреждения, работники которого оказывают медицинскую помощь в образовательном учреждении.

Перечень оборудования для оснащения медицинского кабинета образовательного учреждения установлен Постановлениями Минздрава России: от 28 ноября 2002 г. N 44 — для общеобразовательных учреждений, от 26 марта 2003 г. N 24 — для дошкольных учреждений. Приведенный в данных документах перечень оборудования является примерным, и учреждения оборудуют медицинские кабинеты с учетом своей специфики.

Следует отметить, что в целях совершенствования оказания медицинской помощи воспитанникам специальных общеобразовательных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, утверждено Положение о здравпункте специальной общеобразовательной школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (совместный Приказ Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР от 6 июня 1986 г. N 124/791).

На основании данного Приказа здравпункт обеспечивает: оказание врачебной амбулаторной помощи заболевшим детям, своевременную их изоляцию, принимает оперативные меры в дневное и ночное время по оказанию неотложной помощи. При необходимости проводит госпитализацию воспитанников в территориальные учреждения здравоохранения, организует лечение больных детей, находящихся в медицинском изоляторе; осуществляет профилактические осмотры и диспансеризацию воспитанников, гигиеническое воспитание детей, контроль за санитарным состоянием пищеблока, помещений и территории школы, проводит медико-санитарную пропаганду среди воспитанников и сотрудников и выполняет другие функции, предусмотренные Положением о специальной школе и указаниями руководящих органов здравоохранения и просвещения.

Бюджетный учет медикаментов аналогичен бюджетному учету медикаментов в медицинских учреждениях (кроме продажи медикаментов, отпуска по льготным рецептам и за счет средств ФОМС).

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Поступление лекарственных средств в медучреждение

Лекарственные средства в медицинское учреждение могут поступать посредством:

  • приобретения их по договорам купли-продажи с заключением государственных (муниципальных) контрактов;
  • путем централизованных поставок от вышестоящей организации.

При этом поставка может происходить непосредственно на аптечный склад медучреждения либо на склад аптеки, с которой заключены договоры по хранению, с последующим отпуском в адрес медицинского учреждения. Порядок учета лекарственных средств медучреждениями, имеющими в своем составе аптеку или получающими их из коммерческой аптеки, подробно изложен в Инструкции N 747. Мы остановимся только на основных моментах.

При поступлении на аптечный склад лекарственных средств заведующий складом или лицо, на то уполномоченное, проверяет соответствие их количества и качества данным, указанным в документах поставщика, правильность цен на единицу таких материальных ценностей, после чего на счете поставщика делается надпись: «Цены проверены, материальные ценности мною приняты (подпись)».

При обнаружении недостачи, излишков, порчи и боя материальных ценностей комиссия, созданная по поручению руководителя учреждения, принимает поступившие материальные ценности в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству в установленном порядке (п. 16 Инструкции N 747).

Информацию о полученных и проверенных счетах поставщиков на поставку лекарственных средств заведующий складом записывает в Книгу регистрации счетов, поступивших в аптеку (ф. 6-МЗ) (далее — Книга по форме 6-МЗ), после чего они передаются в бухгалтерию учреждения, которая на счетах бухгалтерского учета отражает их поступление (п. 17 Инструкции N 747).

Ответственность за сохранность лекарственных средств на аптечном складе возложена на заведующего или заместителя склада. С ними заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (п. 9 Инструкции N 747).

Поступающие на склад медикаменты подлежат отражению в учете по розничным ценам в суммовом выражении. Причем ответственность за правильное применение розничных цен несет заведующий аптекой (п. 22 Инструкции N 747).

В силу п. 6 Инструкции N 747 по ядовитым и наркотическим лекарственным средствам, этиловому спирту, таре (порожняя и занятая лекарственными средствами) ведется предметно-количественный учет. Для этого используется Книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ) (далее — Книга по форме 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью руководителя учреждения (п. 15 Инструкции N 747).

На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница. Основанием для ежедневной записи поступивших в аптеку лекарственных средств служат счета поставщиков, а выданных — накладные (требования), акты или другие документы.

В силу п. 118 Инструкции N 157н лекарственные средства, используемые в медицинской деятельности учреждения здравоохранения, учитываются на счете 105 01 «Медикаменты и перевязочные средства» с указанием соответствующего кода вида деятельности в 18-м разряде кода номера данного счета. В бухгалтерском учете операции по поступлению лекарственных средств будет отражаться следующим образом:

------------------------T-------------------------T------------------------   Казенное учреждение  ¦   Бюджетное учреждение  ¦ Автономное учреждение    (п. 23 Инструкции   ¦(п. 34 Инструкции N 174н)¦   (п. 34 Инструкции         N 162н)        ¦                         ¦        N 183н)-----------T------------+------------T------------+------------T-----------    Дебет  ¦   Кредит   ¦    Дебет   ¦   Кредит   ¦    Дебет   ¦   Кредит-----------+------------+------------+------------+------------+-----------        На сумму поступивших от поставщика лекарственных средств <*>-----------T------------T------------T------------T------------T----------- 105 31 340¦ 302 34 730 ¦ 105 31 340 ¦ 302 34 730 ¦ 105 31 000 ¦302 34 000-----------+------------+------------+------------+------------+-----------

<*> В соответствии с п. п. 23, 100 Инструкции N 157н лекарственные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической стоимости с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме случаев приобретения или изготовления материальных запасов в рамках деятельности, облагаемой НДС). Фактическая стоимость приобретенных за плату медикаментов формируется с учетом положений п. 102 Инструкции N 157н.

Контроль за обращением лекарственных средств, подлежащих предметно – количественному учету

На сегодняшний день в РФ осуществляется 2 вида государственных контроля, в рамках которых проводятся надзорные мероприятия за обращением лекарственных средств, подлежащих предметно – количественному учету:

  1. Лицензионный контроль организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (осуществляется в части контроля за соблюдением правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих предметно- количественному учету (п.п. «в» (1) п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного ПП РФ от 16.04.2012 № 291);
  2. Государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств.

Списание медицинских материалов.

Отметим, что особенности учета и списания лекарственных препаратов, медицинских изделий и перевязочных средств могут быть определены в ведомственных нормативных актах, например в гл. 4 Положения о снабжении медицинским и ветеринарным имуществом воинских частей и медицинских учреждений внутренних войск, военных учебных заведений Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Приказом МВД РФ от 25.07.1994 № 357 (далее – Положение № 357).

Так, исходя из норм данного документа в воинских частях и подразделениях, в штатах которых имеется один врач или фельдшер, а также в отделениях и кабинетах медицинских учреждений списание в расход лекарственных и иммунобиологических препаратов, перевязочных средств и расходных предметов производится один раз в квартал на основании ежеквартальных ведомостей расхода по акту.

При этом установлено, что расход лекарственных средств и медицинских изделий, списанных по акту, должен подтверждаться рецептами, записями о назначении лекарств в книге учета больных в амбулатории, медицинских книжках и историях болезни (п. 4.2 Положения № 357).

При списании медицинских материалов учреждение должно учитывать положения СГС «Запасы», инструкций № 157н, 162н.

Напомним, что в силу п. 42 СГС «Запасы» лекарственные препараты и медицинские изделия выбывают по стоимости каждой единицы либо средней стоимости.

Средняя стоимость медицинских материалов определяется по каждой группе (виду) путем деления общей стоимости группы (вида) на их количество.

Отметим, что лекарственные препараты могут быть списаны с учета медико-санитарной части и вследствие истечения срока их годности.

Испорченные медикаменты выявляются после проведенной в медицинском учреждении инвентаризации. Порядок ее проведения устанавливается положениями учетной политики. Результаты проведенной в учреждении инвентаризации фиксируются в документах по формам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

В бухгалтерском учете по списанию лекарственных препаратов с истекшим сроком годности делается следующая бухгалтерская запись (п. 26 Инструкции № 162н): Дебет счета 1 401 20 272 Кредит счета 1 105 31 441.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

  1. Лекарственные препараты и материалы, используемые в медицинских целях, подлежат учету на счете 1 105 31 341. В случае если невозможно точно определить счета аналитического учета, данные предметы целесообразно отражать на счете 1 105 06 340 «Прочие материальные запасы».

  2. Закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий для медико-санитарных частей силовых министерств и ведомств может осуществляться как централизованным, так и децентрализованным способом. При отражении операций по централизованному снабжению казенное учреждение руководствуется разд. 6 Инструкции № 162н. Расчеты по централизованному снабжению между заказчиком и грузополучателем оформляются извещением (ф. 0504805) (в двух экземплярах) согласно первичным учетным документам, прилагаемым к нему.

  3. Списание лекарственных препаратов и медицинских изделий в бухгалтерии медико-санитарной части осуществляется в соответствии с актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Выбытие медицинских материалов производится по стоимости каждой единицы либо средней стоимости. В бухгалтерском учете выбытие отражается по дебету счета 1 401 20 272 и кредиту счета 1 105 31 441.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.

Методические рекомендации по применению СГС «Запасы», доведенные Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075.

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Реестр розничных цен

Поскольку аптека ведет учет товаров по продажным ценам, таковые она устанавливает на все поступающие товары, которые будут реализовываться в розницу. Продажная цена товара в рознице складывается из стоимости его приобретения и суммы торговой наценки, устанавливаемой аптекой.

По общему правилу размер наценки определяется розничным продавцом, то есть аптекой, самостоятельно. При этом размер наценки зависит от маркетинговой политики аптеки: может устанавливаться как единая наценка на весь ассортимент товаров, так и различная по видам товарных групп. Исключением является наценка на лекарства, цены на которые регулируются государством, например на включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). В этом случае наценка не может превышать процент от стоимости лекарств, установленный нормативными актами.

Начисление наценки (как и любой иной факт хозяйственной жизни аптеки) оформляется первичным учетным документом. Сумму торговой наценки указывают в реестре розничных цен.

Сразу скажем, что унифицированной формы реестра розничных цен нет. Есть рекомендуемая форма Реестра свободных розничных цен, которая приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, направленным для использования в работе Письмом Минэкономики России от 20.12.1995 № 7-1026. Данный вариант можно взять за основу и дополнить необходимыми графами, а также, убрав все лишнее, разработать свой вариант реестра, утвердив его в учетной политике аптечной организации.

Отметим: форма реестра зависит от применяемого режима налогообложения; например, если аптека применяет ОСНО и является плательщиком НДС, нужно предусмотреть графу «Сумма НДС с продажной цены товара». Если же аптека применяет УСНО или спецрежим в виде ЕНВД, она не является плательщиком НДС, соответственно, приведенную графу включать в реестр не надо.

Реестр должен содержать такие реквизиты, как название аптечной организации, дата оформления, подпись руководителя аптеки. Кроме этого, обязательной является следующая информация:

  • наименование товара;

  • цена поставщика на данный товар;

  • торговая наценка (в процентах к цене поставщика и в денежном выражении);

  • розничная цена.

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Бухгалтерский учет медикаментов

Бухгалтерский учет медикаментов в бюджетных организациях регулируется единым планом счетов и инструкцией к нему, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, а также частным планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для их учета предусмотрен счет 010500000 «Материальные запасы», субсчет 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Подробнее про рабочий план счетов бюджетного учета рассказывает эта статья.

В зависимости от того, осуществляется ли движение запасов в целях бюджетной или коммерческой деятельности, цифра в 18-м разряде номера счета меняется:

  • 1 — бюджетная деятельность (счет 110501000);
  • 2 — деятельность, которая приносит доход (счет 210501000).

Подробнее об обозначении разрядов в номере счета читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Далее рассмотрим часто встречающиеся проводки по движению медикаментов без указания кода вида финансового обеспечения (деятельности).

Медикаменты приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит стоимость, уплачиваемая поставщику, суммы за сопутствующие услуги, таможенные пошлины, а также другие расходы, связанные с покупкой материалов. Списание стоимости материальных запасов может происходить 2 способами:

  • по фактической стоимости отдельного предмета;
  • по средней фактической стоимости.

Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года.

Проводка

Описание проводки

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340, 010531340)

Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Покупка медикаментов у поставщика

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340, 010531340)

Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Передача медикаментов от вышестоящего учреждения

Дт 040120272 «Расходование материальных запасов»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440, 010531440)

Использование медикаментов в текущей деятельности

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440, 010531440)

Списание просроченных, испорченных медикаментов

Дт 220134510 «Поступления средств в кассу учреждения»

Кт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Начислен доход от реализации медикаментов

Дт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кт 210500000 «Материальные запасы» (210521440, 210531440)

Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Отражена себестоимость медикаментов

Дт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кт 230304730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Начислен НДС

Подробнее об учете материалов в бюджетных учреждениях читайте здесь.

Журналы производственных аптек

Отдельно можно отметить производственные аптеки, которые, помимо перечисленных выше, должны вести дополнительные журналы:

  • регистрации результатов контроля стадий изготовления растворов для инъекций и инфузий;
  • регистрации режима стерилизации исходных лекарственных средств, вспомогательных материалов, изготовленных лекарственных препаратов, посуды и прочих материалов;
  • регистрации результатов органолептического физического и химического контроля ЛС, изготовленных по рецептам, требованиям и в виде внутриаптечной заготовки, тритураций, концентрированных растворов, спирта этилового или фасовки лекарственных препаратов;
  • регистрации результатов контроля очищенный воды или воды для инъекций;
  • результатов контроля ЛС на подлинность.

Нормативное регулирование обращения лекарственных средств

Основным нормативным актом в сфере обращения лекарственных средств является Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В дополнение к нему в 2010 г. был принят целый ряд подзаконных правовых актов, которые регулируют отдельные операции, связанные с движением лекарственных средств в Российской Федерации. К ним, в частности, относятся:

  1. Постановления Правительства РФ:
  • от 29.09.2010 N 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» — применяется с 16.10.2010;
  • от 29.10.2010 N 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» — применяется с 11.11.2010;
  • от 03.09.2010 N 674 «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств» (далее — Правила уничтожения лекарственных средств) — применяется с 18.09.2010;
  1. Приказы Минздравсоцразвития России:
  • от 26.08.2010 N 735н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации» — применяется с 17.10.2010;
  • от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» — применяется с 22.02.2011;
  • от 15.09.2010 N 805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи» — применяется с 24.10.2010.

Все перечисленные нормативные документы являются обязательными для применения всеми субъектами обращения лекарственных средств. Однако актов, которые касаются непосредственно учета лекарственных средств, не так уж много.

В целях обеспечения усиления контроля за сохранностью и рациональным расходованием медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения разработана Инструкция N 747 <1>.

<1> Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утв. Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747.

Для отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений Минфином разработаны:

  • Инструкция по применению Единого плана счетов <2> (далее — Инструкция N 157н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета <3> (далее — Инструкция N 162н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений <4> (далее — Инструкция N 174н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений <5> (далее — Инструкция N 183н).

<2> Утверждена Приказом от 01.12.2010 N 157н.<3> Утверждена Приказом от 06.12.2010 N 162н.<4> Утверждена Приказом от 16.12.2010 N 174н.<5> Утверждена Приказом от 23.12.2010 N 183н.

Ниже рассмотрим порядок отражения операций по поступлению и выбытию лекарственных средств, воспользовавшись вышеперечисленными нормативными актами в сфере учета.