Функции планово экономического отдела в строительстве

Неправильная организация работы планового отдела

Рассмотрим неправильную организацию работы планового отдела на большом производственном предприятии, которая характерна для многих российских предприятий, получивших плановый отдел «в наследство» от социалистического прошлого и не представляющих зачем нежен плановый отдел в современных условиях развития бизнеса.

Работа планового отдела на таком крупном предприятии заключается в наполнении нескольких десятков таблиц, каждая по 20–30 колонок и 50–100 строк, сначала плановыми, а затем фактическими данными, причем иногда при самой минимальной автоматизации, когда фактические данные нужно узнавать по телефону у бухгалтеров. Два раза в месяц (план и факт) пухлая папка с распечатками формата А3 ложится на стол генеральному директору, причем факт за месяц делается лишь к концу следующего месяца. Директор эту папку через некоторое время возвращает с вопросом, наподобие: «А сколько у нас прибыль по холдингу за период?» При этом начальник планового отдела искренне считает, что отчет составляется зря, так как директор его даже не открывает.

На самом деле, чтобы проанализировать наполнение такой папки, уйдет неделя, а то и больше. Причем там действительно нет ни плановой, ни фактической прибыли по холдингу, так как представлена прибыль отдельно по юридическим лицам, которые входят в структуру холдинга. Но чтобы «высмотреть» прибыль в дальних колонках разных «простыней» ни у одного директора никогда не хватит времени. При всем при этом плановый отдел всегда укомплектован согласно штатному расписанию, состоит из шести человек, которые под завязку загружены работой.

В действительность такая работа предприятию не нужна, так как фактически она отвлекает внутренние ресурсы предприятия на процессы, которые не прибавляют эффективности деятельности предприятия в целом.

Среди причин такой ситуации следует выделить две наиболее распространенные:

  1. Плановый отдел существует только ради «существования».
  2. В силу отсутствия необходимого образования сотрудники планового отдела не представляют, как организовать работу отдела так, чтобы она имела эффект.

II. Должностные обязанности

Начальник планово-экономического отдела:

  1. Осуществляет руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленном на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятии.
  2. Возглавляет подготовку проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции, работ (услуг) и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним.
  3. Участвует в разработке стратегии предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям.
  4. Руководит составлением среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы.
  5. Обеспечивает доведение плановых заданий до подразделений предприятия.
  6. Организует разработку прогрессивных плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги) с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли, составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве, сметной калькуляции товарной продукции.
  7. Обеспечивает подготовку заключений на проекты оптовых цен на продукцию, поставляемую предприятию.
  8. Осуществляет руководство:
    1. 8.1. Проведением комплексного экономического анализа всех видов деятельности предприятия.
    2. 8.2. Разработкой мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов.
  9. Организует контроль за выполнением подразделениями предприятия плановых заданий, а также статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия, подготовку периодической отчетности в установленные сроки, систематизацию статистических материалов.
  10. Подготавливает предложения по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития предприятия, осуществляет координацию проведения исследований, направленных на повышение эффективности его производственно-хозяйственной деятельности.
  11. Совместно с бухгалтерией осуществляет методическое руководство и организацию работы по учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности, разработку рациональной учетной документации.
  12. Обеспечивает разработку методических материалов по технико-экономическому планированию деятельности подразделений предприятия, расчету экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организационно-технических мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, работ (услуг).
  13. Организует разработку унифицированной документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации.

Правильная организация работы планово-экономического отдела на предприятии

С другой стороны, какой отчет был бы для руководителя наиболее удобен и информативен. Идеальным вариантом является ситуация, когда если что-то не так на предприятии, то экран монитора генерального директора становится красным, и на нем появляется фотография того, с кого надо спросить. Конечно, данный вариант очень далек от реальности.

Если отбросить иронию, то из этой ситуации становится ясно, что отчетность для высшего руководства действительно должна быть краткой, наглядной и оперативной.

Но в результатах работы планового отдела заинтересован не только генеральный директор, но руководители других уровней на предприятии. И отчетность, представляемая генеральному директору, по своему наполнению не отражает информативные потребности о состоянии дел на предприятии руководителей отделов и подразделений. Фактически, необходимы несколько отчетов для разных руководителей:

  • для генерального директора в отчете необходима маржинальная прибыль на один заказ,
  • для коммерческого – цены в соотношении с ценами конкурентов,
  • для директора по производству – структура себестоимости.

Есть разница и в группировке выручки:

  • для генерального – группировка по направлениям бизнеса,
  • для коммерческого – по основным клиентам,
  • для директора по производству – по видам продукции.

Что вывести в отчет в случае каждого конкретного предприятия, нужно решать исходя их целевых и контрольных показателей, по которым оценивается каждый руководитель, т.е. информации, которую ему нужно знать для решения поставленных перед ним задач. Показанные в отчете таблицы должны предоставлять максимум информации при минимальной загруженности лишними данными. Но для того, чтобы они делались качественно, должна быть проделана большая работа.

Очень важно также выбирать наглядные «измерители» эффективности работы: не просто объем продаж, а маржинальная прибыль (выручка минус прямые расходы), а еще лучше – показатель «маржинальная прибыль на 1 экземпляр товара», который даст ориентиры по поводу того, какая продукция какими объемами наиболее выгодна предприятию. Чтобы определить роль планово-экономического отдела в деятельности предприятия необходимо отметить основные виды работы, выполняемых данным отделом

Чтобы определить роль планово-экономического отдела в деятельности предприятия необходимо отметить основные виды работы, выполняемых данным отделом.

Работы, выполняемые в планово-экономическом отделе

Виды работ

1

Утверждение прайс-листа и методики калькуляции прямой себестоимости по заказам

2

Составление финансовой структуры, системы целевых и контрольных показателей

3

Создание методики планирования на год, квартал, месяц

4

Составление годового плана по существующей методике, нормативам и целевым показателям

5

Составление плана на квартал или месяц по существующему годовому плану, нормативам и контрольным показателям, факту прошедшего периода

6

Сценарный анализ на базе годового плана

7

Анализ инвестиционного проекта

8

Проектирование и организация создания нормативной системы

9

Анализ статистических данных за предыдущие периоды

10

Проектирование системы управленческого учета

11

Организация автоматизации планирования и учета, включая постановку задачи, тестирование и внедрение

12

Составление отчета о выполнении плана за год

13

Составление отчета о выполнении плана за квартал или месяц

14

Организация составления бюджетов по центрам ответственности, сбор бюджетов

15

Проектирование и внедрение системы экономической мотивации на основе целевых и контрольных показателей

16

Организация и проведение очередного бюджетного комитета

17

Сбор и анализ информации об основных конкурентах

На различных предприятиях те или иные задачи могут выполнять другие структурные подразделения, но большая роль планового отдела очевидна.

IV. Ответственность

Специалист
планово-экономического отдела несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение
или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым
законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения,
совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах,
определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального
ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским
законодательством Российской Федерации.

4.
____________________________________________________________________

Настоящая должностная инструкция
разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса
Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и
дополнениями), профессионального стандарта «Специалист в области планово-экономического обеспечения
строительного производства» утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июля 2019г. №504н
и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Взаимодействие, ответственность, оценка

В нормативной документации, регламентирующей работу ПЭО, часто указывают разделы, в которых прописывается взаимодействие ПЭО с другими структурами организации; ответственность за все действия, совершенные сотрудниками отдела; оценка деятельности ПЭО.

В разделе «Работа с другими структурами предприятия» по шаблону составляется только введение: «В процессе деятельности отдел взаимодействует со следующими структурными подразделениями (далее перечисляются эти подразделения)». При перечислении все зависит от того, насколько широкие полномочия планируется дать сотрудникам ПЭО.

В разделе «Ответственность» указывается, что всю полноту ответственности за работу отдела берет на себя руководитель ПЭО; степень ответственности работников устанавливается в соответствии с их должностными инструкциями; все сотрудники и руководитель ПЭО несут персональную ответственность за оформляемые ими документы и проводимые операции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В разделе «Критерии оценки деятельности отдела» прописываются два критерия:

Своевременная и качественная реализация задач.
Качественное выполнение непосредственных обязанностей.

Можно указать и другие критерии оценки.

На этом составление регламентирующего документа заканчивается. Естественно, он должен быть оформлен в соответствии с правилами оформления подобных бумаг: все данные должны быть скреплены подписью и печатями, а также датированы.

Структура регламентирующего работу ПЭО документа

В разделе «Общие положения» содержатся общие данные о данном подразделении. Указывается:

  • цель создания отдела в соответствии с экономической политикой предприятия;
  • основные термины;
  • лицо, назначенное руководителем;
  • документы, которыми данный отдел руководствуется при осуществлении своих обязанностей.

В разделе «Структура отдела» содержится информация о структуре ПЭО и его количественном составе.

В разделе «Основные задачи отдела» описываются ключевые задачи ПЭО, а также перечни отчетности и планов, которые его сотрудники должны предоставлять на рассмотрение руководству.

ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПРЕДПРИЯТИЯ

Чтобы закрепить обязанности, функции и ответственность каждого структурного подразделения, на предприятиях разрабатывают положения о соответствующих структурных подразделениях. Эти внутренние нормативные документы утверждает руководитель предприятия (директор, генеральный директор и др.).

Положение о структурном подразделении разрабатывает руководитель данного подразделения. На некоторых предприятиях положения о структурных подразделениях создают специалисты отдела кадров. Это в сущности не совсем верно, так как особенности и функции подразделения лучше всего знает его непосредственный руководитель.

На титульном листе положения должны быть следующие реквизиты:

  • наименование предприятия (размещают по центру вверху титульного листа);
  • наименование документа;
  • регистрационный номер документа.

Согласно ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который можно по усмотрению организации дополнить индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др.

Важная деталь: регистрационный номер проставляют непосредственно на документе. Наличие номера регистрации свидетельствует о том, что документ включен в информационный массив организации;

  • дата утверждения положения. Как правило, датой утверждения считается дата подписания документа руководителем предприятия. Если положение подписывает несколько должностных лиц, то датой утверждения считается дата последнего подписания;
  • место и год составления положения (размещают по центру внизу титульного листа);
  • подпись и печать руководителя предприятия (правый верхний угол титульного листа);
  • визы согласования документа (могут быть размещены на титульном листе, на отдельном листе согласования или в конце всего текста положения).

Положения о структурных подразделениях вступают в силу с момента подписания и действуют до отмены или замены новой редакцией. Отмена положений о структурном подразделении (например, в случае роспуска или реструктуризации), замена или внесение изменений в действующие положения производятся приказом руководителя предприятия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Рекомендуется один или два раза в год пересматривать некоторые разделы, чтобы совершенствовать функционирование структурного подразделения или осветить его новые функции, задачи и обязанности. В таком случае можно разработать дополнение или новую редакцию положения (в обоих случаях утверждает руководитель предприятия).

После утверждения положения о структурном подразделении все работники данного подразделения в обязательном порядке должны ознакомиться с документом под роспись. Для этого создают листы ознакомления, в которых есть графы «должность», «ФИО», «подпись», «расшифровка подписи», «дата ознакомления». Подобные листы визирования подшивают к самому положению. Если в подразделение пришел новый сотрудник, то в первый рабочий день его нужно ознакомить с данным внутренним нормативным актом.

Документы, которые также вас могут заинтересовать

  • Формы документов, используемых при аккредитации испытательных лабораторий. Форма титульного листа Положения об испытательной лаборатории. Форма N А3
  • Формы документов, используемых при аккредитации органов по сертификации. Форма титульного листа Положения об органе по сертификации. Форма N А3
  • Форма титульного листа положения об аккредитованном испытательном лабораторном центре (испытательной лаборатории) отдела филиала центра гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации. Форма N 3.3
  • Форма титульного листа положения об аккредитованном испытательном лабораторном центре филиала центра гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации. Форма N 3.2Б
  • Форма титульного листа положения об аккредитованном испытательном лабораторном центре филиала центра гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации. Форма N 3.2А
  • Форма титульного листа положения об аккредитованном испытательном лабораторном центре (испытательной лаборатории) других организаций. Форма N 3.5
  • Форма титульного листа положения об аккредитованном испытательном лабораторном центре (испытательной лаборатории) отдела федерального государственного учреждения здравоохранения – центра гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации. Форма N 3.4
  • Форма титульного листа положения об аккредитованном испытательном лабораторном центре федеральных государственных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации. Форма N 3.1Б
  • Форма титульного листа положения об аккредитованном испытательном лабораторном центре федеральных государственных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации. Форма N 3.1А
  • Унифицированная форма положения о структурном подразделении органа управления образованием
  • Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы государственной статистики
  • Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
  • Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
  • Типовое положение о межрегиональном территориальном органе по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
  • Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом
  • Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)
  • Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному округу
  • Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по субъекту Российской Федерации
  • Типовое положение о представительствах (представителях) таможенной службы Российской Федерации за рубежом
  • Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами

I. Общие положения

1. На должность специалиста
планово-экономического отдела назначается лицо, имеющее высшее образование –
бакалавриат или высшее образование — бакалавриат (непрофильное) и
дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной
переподготовки по профилю деятельности или среднее профессиональное образование
по программе подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное
образование по программе подготовки специалистов среднего звена (непрофильное)
и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной
переподготовки по профилю деятельности.

2. Опыт работы при наличии высшего
образования не требуется, при наличии среднего профессионального образования —
не менее трех лет в области планово-экономической деятельности в строительстве.

3. Назначение на должность специалиста
планово-экономического отдела, а также освобождение от нее производится приказом
руководителя организации.

4. Специалист
планово-экономического отдела должен знать:

4.1. Нормативные
технологические, нормативные технические, методические документы в части,
относящейся к планированию обеспечения материально-техническими и финансовыми
ресурсами производства строительных работ

4.2. Основы
организации строительного производства и основные технологии производства
строительно-монтажных работ

4.3. Инструменты
управления материально-техническими и финансовыми ресурсами в строительстве,
включая классификацию и кодификацию ресурсов

4.4. Свойства и основные характеристики ресурсов различных типов, включая
материально-технические, финансовые, трудовые, природные и информационные

4.5. Основные
группы показателей для сбора статистической и аналитической информации

4.6. Методы
расчета показателей использования ресурсов в строительстве

4.7. Порядок
разработки планов материально-технического и финансового обеспечения
строительно-монтажных работ

4.8. Состав
разделов проектной, рабочей и договорной документации и требования к их
содержанию

4.9. Требования
локальных нормативных актов и методических документов к контролю расходования
материально-технических и финансовых ресурсов при производстве работ

4.10.
Средства и методы управления материально-техническими и финансовыми ресурсами в
строительстве

4.11.
Основы договорного права, включая средства и методы ведения претензионной
работы в строительстве

4.12.
Основные факторы, определяющие необходимость выставления претензии к
подрядчикам и поставщикам

4.13.
Основные факторы, определяющие необходимость выставления претензии к
подрядчикам и поставщикам

4.14.
Методики первичного учета поступления и расходования материально-технических
ресурсов в строительстве

4.15.
Основы финансового планирования и прогнозирования

4.16.
Методы экономического анализа и учета показателей деятельности организации и ее
подразделений

4.17.
Основы сметного нормирования и ценообразования в строительстве

4.18.
Основы бухгалтерского учета

4.19.
Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов,
регулирующих порядок ведения хозяйственной и финансово-экономической
деятельности строительных организаций

4.20.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

4.21.
Основы планирования и учета себестоимости работ в строительстве

4.22.
Основные виды материально-технических ресурсов и их экономические и технические
параметры

4.23.
Основные сметно-программные комплексы и информационные системы в строительстве

4.24.
_____________________________________________________________________

5. Специалист
планово-экономического отдела подчиняется непосредственно начальнику планово-экономического
отдела.

6. На время отсутствия специалиста
планово-экономического отдела (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет
лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает
соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

7. ________________________________________________________________

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Чтобы руководитель финансово-экономической службы мог оперативно контролировать качество работы своих подчиненных и своевременно реагировать на негативные моменты, во внутреннем регламентном документе нужно зафиксировать основные бизнес-процессы службы, указать ответственных, установить целевые показатели для каждого бизнес-процесса.

В общем виде регламент бизнес-процессов финансово-экономической службы должен содержать следующие разделы:

1. Перечень бизнес-процессов службы с указанием их целей, владельцев и исполнителей.

2. Документация, используемая при реализации бизнес-процессов.

3. Взаимодействие указанных в регламенте бизнес-процессов службы с другими бизнес-процессами компании.

4. Организация выполнения бизнес-процессов службы.

5. Целевые показатели результатов выполнения бизнес-процессов службы.

Перечень бизнес-процессов планово-экономического отдела компании «Альфа» из регламента финансово-экономической службы приведен в табл. 2.

Из таблицы 2 видно, какие бизнес-процессы выполняет планово-экономический отдел, какие результаты нужно получить по завершении каждого бизнес-процесса, кто из сотрудников ФЭС отвечает за результат процесса, кто выполняет каждый из указанных бизнес-процессов.

В таблице 3 представлен образец оформления организации выполнения бизнес-процесса финансово-экономической службы на примере БПП01 «Анализ результатов хозяйственной деятельности компании», который выполняет планово-экономический отдел.

Таблица 3. Организация БПП01 «Анализ результатов хозяйственной деятельности компании»

Исполнитель БП

Условия начала БП

Выполнение БП

сроки выполнения

процедура

результат

Экономист ПЭО

Закрытие отчетного месяца в базе данных компании

Ежемесячно до 18-го числа месяца, следующего за отчетным

Сбор данных для проведения финансового анализа

Получены все данные, необходимые для проведения анализа

Экономист ПЭО

Получены все данные, необходимые для проведения анализа

Ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным

Обработка данных и формирование показателей по доходам от хозяйственной деятельности

Получены аналитические показатели по видам доходов от хозяйственной деятельности

Экономист ПЭО

Получены все данные, необходимые для проведения анализа

Ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным

Обработка данных и формирование показателей по расходам от хозяйственной деятельности

Получены аналитические показатели по видам расходов от хозяйственной деятельности

Экономист ПЭО

Получены аналитические показатели по видам доходов и расходов от хозяйственной деятельности

Ежемесячно до 22-го числа месяца, следующего за отчетным

Обработка данных и формирование показателей по финансовым результатам хозяйственной деятельности

Получены аналитические показатели по финансовым результатам от хозяйственной деятельности

Экономист ПЭО

Получены аналитические показатели по финансовым результатам от хозяйственной деятельности

Ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным

Обработка данных и формирование показателей по эффективности хозяйственной деятельности

Получены аналитические показатели эффективности хозяйственной деятельности

Заместитель финансового директора

Получены аналитические показатели эффективности хозяйственной деятельности

Ежемесячно до 27-го числа месяца, следующего за отчетным

Оформление пояснительной записки к расчетам по финансовому анализу деятельности

Составлена пояснительная записка к таблицам и расчетам по анализу деятельности

Заместитель финансового директора

Составлена пояснительная записка к таблицам и расчетам по анализу деятельности

Ежемесячно до 30-го числа месяца, следующего за отчетным

Разработка и предоставление рекомендаций по итогам финансового анализа деятельности

Предоставлены рекомендации по улучшению хозяйственной деятельности

II. Должностные обязанности

Экономист по планированию:

  1. Осуществляет работу по экономическому планированию на предприятии, направленном на организацию рациональной хозяйственной деятельности, определение пропорций развития производства исходя из конкретных условий и потребностей рынка, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей результативности деятельности предприятия.
  2. Подготавливает исходные данные для составления проектов перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности и социального развития предприятия.
  3. Разрабатывает с учетом прогнозных и маркетинговых данных отдельные разделы указанного плана с разбивкой по кварталам.
  4. Доводит плановые показатели до производственных подразделений предприятия.
  5. Своевременно вносит в соответствующие разделы плана изменения, обусловленные конъюнктурой рынка и конкуренцией, обеспечивает сбалансированность производства продукции на основе спроса и предложения.
  6. Принимает участие в технико-экономическом обосновании освоения новых видов продукции, новой техники и прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов.
  7. Разрабатывает технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат для определения себестоимости продукции, планово-расчетные цены на основные виды сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в производстве.
  8. Составляет сметную калькуляцию товарной продукции, разрабатывает проекты оптовых и розничных цен на выпускаемую продукцию, тарифы на работы (услуги) с учетом конъюнктуры рынка.
  9. Принимает участие в разработке мероприятий по:
    1. 9.1. Эффективному использованию капитальных вложений.
    2. 9.2. Повышению конкурентоспособности производимой продукции и производительности труда.
    3. 9.3. Снижению издержек производства и реализации продукции.
    4. 9.4. Повышению рентабельности производства.
    5. 9.5. Увеличению прибыли.
    6. 9.6. Устранению потерь и непроизводительных расходов.
  10. Осуществляет комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, выявляет резервы производства и намечает меры по обеспечению режима экономии, более эффективному использованию ресурсов предприятия, выявлению возможностей дополнительного выпуска и сбыта продукции, повышению темпов роста производительности труда.
  11. Принимает участие во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета на предприятии его подразделениях, совершенствовании плановой и учетной документации, в подготовке методических материалов по организации внутрихозяйственного планирования.
  12. Контролирует правильность расчетов экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложения и изобретений, осуществляемых в подразделениях.
  13. Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития предприятия в условиях рыночной экономики.
  14. Ведет учет и контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям.
  15. Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.
  16. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
  17. Участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки плановой информации.