Подробнее про федеральный закон № 323-фз «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации»

Нормативные документы

Права граждан в области охраны здоровья

  1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью:

    • Пункт 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации.
    • Ст. 18, 19 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)
    • Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)
  2. Право граждан на выбор (замену) страховой медицинской организации.

    Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)

  3. Право граждан на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования:

    • Ст. 19, 21 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)
    • Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)
  4. Право граждан на выбор врача:

    • Ст. 19, 21 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)
    • Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)
  5. Право граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи:

    • Ст. 19 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)
    • Ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) (14-Ф3 от 26.01.96 г.)
    • Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)
    • Ст. 45 Федерального закона «О лекарственных средствах». (№ 86-Ф3 от 22.06.98 г.)
  6. Право граждан на отказ от патолого-анатомического вскрытия:

    Ст. 67 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)

  7. Право граждан на трансплантацию органов:

    Ст. 47 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)

  8. Права пациента:

    Ст. 19 пункт 5 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)

Доступность и качество медицинской помощи

Данный порядок обуславливается многими факторами:

  1. Медорганизации должны быть расположены рядом с районом занятости, учебы или квартирой пациента.
  2. Квалифицированный персонал, умеющий вовремя оказать помощь и поддержку пострадавшему.
  3. Выбор самостоятельно людьми места лечения.
  4. Соблюдение медработниками правильности оказания услуг.
  5. Организация, ведущая прием граждан по вопросам здоровья, должна в полном объеме оказывать им помощь, которую гарантирует государство.
  6. Медучреждения обязаны быть оборудованы пандусами, иметь легкую доступность для лиц с нарушениями двигательного аппарата, инвалидов колясочников.
  7. Беспрепятственная и бесплатная транспортировка больного в больницу, если у него нет возможности отправиться туда самому.
  8. Направление денежных средств на снабжение организаций необходимым современным оборудованием как для диагностики, так и для лечения.

Качественная медицина предполагает следующее:

  1. Своевременную специализированную помощь, с возможностью постановки правильного диагноза после полного обследования.
  2. Применение набора методов диагностирования, лечения и выздоровления пациентов.
  3. Уровень, определяющий конечный результат лечения заболевания.

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

Проживающие на территории страны люди должны иметь медицинский полис обязательного страхования. При возникновении опасной для жизни ситуации его наличие поможет обеспечить медобследование и при необходимости госпитализацию. Экстренная помощь (вызов скорой) оказывается любому человеку, даже с отсутствием страховки.

Отклонение от предоставления неотложной медицинской помощи, а также помощи в учреждениях городского и муниципального подчинения наказывается наложением огромных штрафов, а в некоторых случаях уголовной ответственности.

В Уголовном Кодексе РФ провинности в деле сохранения здоровья имеется пункт 124 «Неоказание помощи больному».

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

Эта позиция понимается следующим образом:

  1. В обязательном порядке соблюдаются нравственные и духовные каноны, а также корректное и гуманное взаимоотношение со стороны медицинских работников. Эти нормы прописаны в Кодексе врачебной этики, который был одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 года, а также в Этическом кодексе медсестры России, который был принят Ассоциацией медицинских сестер в тоже время.
  2. Врачебная помощь предоставляется любому лицу, учитывая его физиологические особенности и выдерживая, по возможности, обычаи культуры и религии народов страны. То есть, медработник, определив состояние пришедшего, назначает ему больничный покой, на прием лекарств дома или разовое посещение поликлиники. После постановки диагноза выписываются лекарственные средства и процедуры с учетом их переносимости и отсутствием аллергических реакций. Некоторые народности не приемлют определенные виды деятельности, это также должен учитывать врач.
  3. Сформировываются условия надлежащего присмотра при проведении медицинских операций и сеансов терапии. Для нормального восстановления организма необходимо четко соблюдать все назначенные процедуры, а также поддерживать хорошее моральное и психологическое состояние больного. В этот момент ему выдается лист нетрудоспособности.
  4. Организация оказания медицинской помощи пациенту, правильно ставя временные рамки обслуживания. Сегодня медицинские учреждения стараются неукоснительно соблюдать это правило. Врачи ведут прием по предварительной записи, которая производится через электронные приложения, стараются соблюдать регламент, отведенный на общение с одним пациентом. Хотя, это не всегда удается, так как время зависит от конкретного случая.
  5. Повышены требования к созданию и строительству медорганизаций, учитываются предписания СанПина, формируется удобная окружающая обстановка нахождения людей в лечебных объединениях. По законодательству обязаны строиться не только комфортные медучреждения, но и внутри гражданин не должен себя чувствовать не комфортно. Ему необходима связь с родственниками, а иногда и их присутствие около больного. Дети нуждаются в поддержке родственников, поэтому взрослым предоставляется место рядом с ребенком любого возраста.
  6. Разрабатываются меры по противовирусному воздействию на больных и работников лечебно-профилактических объектов: стерилизация, дезинфекция.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья

Руководствуясь ФЗ, выясняем, что жители обладают правом на сохранение здоровья независимо от народности, гендерной принадлежности, возрастной категории, языкового барьера и какое положение занимает в обществе. И, вследствие неподобающего предоставления ему таких гарантий, имеет право обратиться с претензией в вышестоящую организацию при образовании спорной ситуации.

Обращаться гражданин может сам или через своего поверенного.

Заявление разбирается в течение месяца, затем выносится решение удовлетворить ли жалобу или отправить на рассмотрение в вышестоящие инстанции.

Приоритет охраны здоровья детей

Подрастающее поколение это будущее государства, поэтому нуждаются в особой защите по всем направлениям социальной деятельности, особенно в мероприятиях сохранности жизни:

  1. Преимущество при оказании медуслуг отдается детям, так как решить самостоятельно свои проблемы они не могут. Это обязаны сделать взрослые.
  2. Обеспечения ребенка медикаментозными биопрепаратами, высокоспециализированными биопродуктами лечебного продовольствия, специзделиями прерогатива медперсонала и родителей или опекунов.
  3. При амбулаторном лечении создаются благоприятные для маленьких пациентов условия. Больницы обязаны обеспечить нахождение с детьми родителей или представителей их заменяющих.
  4. Для поддержания здоровья, восстановления и реабилитации создаются санатории, профилактории и детские оздоровительные базы отдыха.
  5. Обязательная диспансеризация, со своевременным обнаружением проблем.
  6. Периодические осмотры после лечения для предотвращения рецидивов.
  7. Меры по снижению материнской и детской смертности.
  8. Информирование и мотивирование семей для внедрения рационального подхода к здоровью.