Статья 41 конституции россии

Оглавление

Коронавирус как проверка

В подтверждение своих слов Геннадий Чеботарев привел ситуацию с коронавирусом и в стране, и в регионе. Ведь пандемия показала, насколько важна постоянная готовность медицины предоставить все необходимое для помощи даже огромному количеству людей. Она выявила и слабые, и сильные стороны нашего здравоохранения, его мобильность, оснащенность и способность подстраиваться под обстоятельства.

Так, например, уровень заболеваемости COVID-19 в Тюменской области в 2 раза ниже, чем в среднем по России и в 1,3 раза ниже, чем по УрФО. А это показатель того, что на уровне региона сфера здравоохранения развита более чем хорошо.

Философские аспекты учения о конституции

Одностороннее, метафизическое по своей сущности, понимание нек-рыми медиками роли К. человека в этиологии, патогенезе и симптоматике разных нозол, форм легло в основу одного из направлений медицины — конституционализма. Сторонники этого направления полагают, что К. является основным фактором, предопределяющим здоровье и патологию человека. По выражению основоположника конституционализма Ю. Тандлера, «конституция — соматический фатум индивидуума». Конституционализм возник в русле кондиционализма (см.), представители к-рого рассматривали болезнь как результат совокупности «этиологических условий». Основоположники конституционализма пытались преодолеть недостатки монокаузализма (см.), утверждая якобы неизбежную конституциональную предрасположенность человека к определенным болезням. Абсолютизация роли К. в развитии болезни привела к резкой переоценке роли внутренних факторов, сведя значение этиол, факторов лишь к пусковым механизмам. При этом внешние факторы как бы провоцируют патогенез болезни, который предуготован К. того или иного индивида. Подобная логика механически детерминирует процесс познания развития заболевания, отводя болезни роль нек-рого биол, рока человечества. Конституционализм, возникший на основе определенных достижений медицины, приводит к метафизическим и идеалистическим (а иногда и явно реакционным) выводам о роли К. в здоровье человека.

Отрицая диалектику внешнего и внутреннего, необходимого и случайного в патогенезе заболеваний, конституционализм в своих крайних формах ограничивает задачи медицины, здравоохранения классификацией конституциональных типов человеческого организма. Напр., Биза выделяет шесть так наз. социальных биотипов: теоретический, экономический, эстетический, политический, религиозный и социальный; принадлежность человека к одному из этих биотипов и определяет его социальную или проф. ориентацию. Ненаучная и реакционная сущность этих представлений стала предметом справедливой критики марксистов — философов и медиков.

Диалектико-материалистический подход к пониманию сущности болезни (см.) показывает, что познать механизмы развития патол, процессов можно лишь анализируя взаимодействие внутреннего и внешнего, врожденного и приобретенного, специфического и неспецифического. Поэтому не отрицая определенной предрасположенности человеческого организма к тем или иным заболеваниям, современные медики, стоящие на позициях диалектического материализма, рассматривают К. как природную предпосылку развития Организма, который складывается в процессе жизнедеятельности самого организма и его предшествующих поколений, но не как неизменяемую совокупность особенностей организма, неотразимо предопределяющую патологию человека. Даже у людей с одинаковым типом К. течение болезней может быть различно и зависеть от состояния иммунитета, характера питания, образа жизни и многих других факторов. Тем не менее потребность в характеристике разных типов К. для мед. практики сохраняется.

Конституция РФ. Статья 41. Расшифровка терминов и подробный комментарий.

Пункт 1 Статьи 41 Конституции Российской Федерации.

1) Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Пункт 2 Статьи 41 Конституции Российской Федерации.

2) В финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию , муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Пункт 3 Статьи 41 Конституции Российской Федерации.

3) Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с .

Расшифровка терминов статьи 41 Конституции РФ.

Права и свободы человека и гражданина
Права и свобода человека и гражданина представляют собой важнейший институт современного конституционного права. Во второй половине XX в. выдвинулся на первый план как в сфере внутригосударственного, так и международного права, является одним из наиболее значительных итогов правового развития человечества.

Федеральный закон
Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается в соответствии с Конституцией РФ по наиболее важным и актуальным общественным вопросам. Федеральные законы принимаются Государственной думой Федерального собрания РФ.

Местное самоуправление
Местное самоуправление представляет собой такую форму организации деятельности граждан, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Российская Федерация
Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР. Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.

Власть
Власть представляет собой возможность одних субъектов общественных отношений диктовать свою волю и руководить другими субъектам общественных отношений.

Конституция
Конституция представляет собой основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии.

Закон
Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.

Государство
Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.

Нормы закона

Законодательство строго регулирует понятие врачебной тайны. Оно зафиксировано в нормативно-правовом акте, где прописаны основы охраны здоровья людей. А нарушение данного закона влечет ответственность, установленную не только нормами Гражданских и Административных актов, но и Уголовного законодательства.

К самой тайне относятся сведения о человеке, связанные с его:

  • обращением в медучреждение;
  • проводимом обследовании и полученных результатах;
  • назначенном лечении;
  • установленном диагнозе;
  • психоэмоциональным состоянием пациента;
  • перспективами лечения.

Такие правила распространяются на всех пациентов даже в случае их смерти. Допускается информирование других лиц только при наличии об этом письменного согласия от самого пациента или его законного представителя.

Исключения

Но законодательством предусмотрены определенные исключения из установленного правила, которые дают право медсотрудникам сообщать информацию о своих пациентах заинтересованным лицам. К таким исключениям относятся следующие ситуации:

Если оформлен запрос от судебных органов, следственно-оперативной группы, а также органов дознания. Любые сотрудники, имеющие такие полномочия, могут запрашивать подобную информацию для выполнения своих должностных полномочий.

Если сам заболевший не может дать свое согласие на лечение ввиду состояния здоровья. В этом случае сотрудники медучреждения будут вынуждены проинформировать его близких родственников о состоянии пациента, чтобы получить от них согласие для проведения дальнейшего медицинского вмешательства.

При наличии инфекционной или вирусной угрозы от заболевшего. Медперсонал обязан своевременно проинформировать об опасном источнике и провести необходимые меры защиты, чтобы это заражение не коснулось других здоровых людей.

Если пациентом оказался несовершеннолетний человек

Здесь важно знать, что данное правило распространяется только на лиц до 15 лет. Подростки, старше этого возраста должны давать согласие об информировании их близких родственников.

В случаях, когда должен осуществляться контроль над человеком при исполнении им предписаний

Обычно это касается людей, болеющих наркоманией.

Если у врачей есть основания считать, что полученные травмы человек получил по причине совершения преступных действий против него. В этом случае информация обязательно направляется в ОВД, и сотрудники полиции проводят соответствующую проверку.

Если произошло событие на рабочем месте или при выполнении должностных обязанностей. Такой случай считается несчастным и подлежит специальной проверке для выявления нарушений на рабочем месте.

При проведении военной экспертизы состояния человека. Обычно это требуется для военного комиссариата.

При необходимости информативного обмена между медучреждениями. Сюда входит внесение информации во внутренние электронные информационные системы.

При необходимости проведения контроля и обязательного страхования граждан.

При необходимости контроля оказываемых услуг медучреждением.

Помимо этого, для близких родственников могут быть следующие исключения:

  1. Обнаружение серьезного заболевания. Когда врачи установили, что исход заболевания может быть негативным и иметь плохие последствия, они могут сообщить эту информацию предварительно родным пациента.
  2. Отсутствие прямого запрета от больного. Нередко бывает так, что родственники подходят пообщаться с врачом для выяснения диагноза и получения информации о назначенном лечении. Если сам пациент письменно не заявит о неразглашении этой информации, то близким родственникам могут быть предоставлены такие сведения.
  3. Смерть пациента. В этом случае родственникам выдается заключение с диагнозом, который стал причиной гибели человека.

В любом из перечисленных случаев врач должен предоставлять сведения в деликатной форме. Если прогнозы лечения имеют положительную динамику, распространять подробности лечения без специального согласия пациента запрещено.

Право на личную и семейную тайну

В соответствии со ст. 23 и 24 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Данное право является конституционной основой для реализации права пациента на защиту персональных данных. Данное право нашло отражение в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а так же ст. 13 Закона об основах охраны здоровья, устанавливающей недопустимость разглашения сведений без письменного согласия гражданина (его законного представителя) о факте его обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Такие сведения составляют врачебную тайну и могут быть разглашены третьим лицам только в случаях, прямо установленных действующим законодательством.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Действительно, здоровье человека зависит не только от качества и уровня медицины, но и от правильного образа жизни, к которому должно стремиться человечество. Таким образом, поддержание здоровья является обоюдным процессом.

Реализация данного принципа раскрывается в ст. 12 Закона об основах охраны здоровья, согласно которой приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

  1. разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.
    Так, при медицинских организациях, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения, создаются центры здоровья по формированию здорового образа жизни (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»). В центрах здоровья, в частности, проводится профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.), формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, профилактика потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
  2. осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  3. осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними.
    Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утвержден перечень социально значимых заболеваний, к которым относятся туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет. Всего в данный перечень входит 9 наименований заболеваний.
  4. иные мероприятия, указанные в данной статье.

Разглашение судебной тайны с согласия и без согласия пациента

Если бы абсолютно все факты разглашения врачебной тайны оказывались на рассмотрении в суде, у адвокатов прибавилось бы работы. Однако случаи бывают разные, и разглашение может свершиться как факт. Причем оно может быть осуществлено с согласия пациента, или, в некоторых случаях, без его согласия.

Если должна быть раскрыта врачебная тайна, Закон предусматривает ряд допустимых случаев, когда это возможно. Так, с согласия пациента разглашение может произойти в следующих случаях:

  • при публикации научных исследований;
  • для совершенствования качества медицинского обслуживания;
  • для использования в учебном процессе;
  • если произошла врачебная ошибка и необходимо разбирательство по делу.

Пациент может сам подписать разрешение на разглашение. Если пациентом является ребенок, то согласия могут дать опекуны или родители.

Разглашение медицинской тайны может быть осуществлено также и без согласия пациента, это также предусмотрено Законом. Так, если заболевание пациента несет опасность для окружающих, может стать причиной массового заражения, то согласия на разглашение не требуется.

Также без письменного согласия может быть раскрыта врачебная тайна, сведения о которой необходимы по той или иной причине, в следующих случаях:

  • если пациент сам не в состоянии дать согласие, но необходимо медицинское вмешательство;
  • по запросу судебных органов для проведения разбирательства;
  • по запросу прокуратуры и уголовно-исполнительной системы для дознания;
  • при нанесении вреда здоровью для следственных органов;
  • при исследовании несовершеннолетнего ребенка с целью установления диагноза и последующего лечения;
  • при расследовании несчастных случаев;
  • для контроля качества предоставляемых медицинских услуг учреждением.

Ответственность за разглашение врачебной тайны

Нарушение права на частную жизнь несет за собой юридические и административные последствия. Тайна, доверенная врачу, является своего рода нематериальным благом пациента, потеря которого является существенным ущемлением его прав.

В защиту прав пациентов выступает Закон, который предусматривает несколько вариантов наказаний за разглашение врачебной тайны.

  1. Административная ответственность предполагает наложение штрафа на частное лицо в размере до тысячи рублей, и на должностное лицо в размере до пяти тысяч рублей.
  2. Дисциплинарная ответственность влечет за собой выговор, замечание или строгий выговор, в зависимости от решения и Трудового кодекса.
  3. Наконец, уголовная ответственность может повлечь за собой лишение свободы до двух лет или достаточно крупный штраф до двухсот тысяч рублей.

Так или иначе, российское законодательство в этом вопросе еще не до конца проработано, и дополняется поправками, касающимися более тонких случаев разглашения врачебной тайны.

Плюсы для врачей

О нехватке кадров в медицине говорят и на федеральном, и на региональном уровнях. И если вакантные места в городах региона занимают достаточно быстро, то в небольших ФАПах в селах и деревнях доктор или фельдшер может отсутствовать месяцами.

В случае принятия новой версии Конституции эта проблема будет решена. Регионы обяжут находить жилье для врачей и фельдшеров в небольших населенных пунктах. В вузах увеличат количество бюджетных мест (как раз для регионов, где не хватает врачей), изменится и порядок приема в высшие учебные заведения: 70-75% бюджетных мест по специальности «лечебное дело» и по направлению «педиатрия» станут целевыми. Молодые врачи, отучившиеся на них бесплатно, должны будут отработать на закрепленных местах.

Фото: пресс-служба правительства Карелии

Право на жизнь

Право на жизнь является самым важным правом любого человека, которое должно обеспечивать абсолютно любое государство в настоящее время. Без данного права все остальные права не имеют никакого смысла.

В сфере здравоохранения данное право раскрывается через запрет эвтаназии. Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента (ст. 45 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья)).

Под эвтаназией, исходя из действующего российского законодательства, следует понимать прямые, умышленные действия медицинского персонала, совершенные по просьбе пациента и повлекшие его быструю смерть.

Право пациента на жизнь также реализуется через обязанность врача проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии (ст. 71 Закона об основах охраны здоровья).

Достойные зарплаты

Еще одним важным моментом поддержки врачей будет закрепление в Конституции РФ нормы о достойной оплате труда для работающего населения. Депутат Тюменской городской думы Альбина Селезнева рассказала, что уже проведена большая работа по повышению доходов населения, занятого в различных сферах.

«Во многих бюджетных организациях уже проведена индексация, это касается в частности сфер культуры, образования, здравоохранения. Можно сравнить зарплаты работников несколько лет назад и сейчас – разница будет достаточно существенная, — прокомментировала Альбина Селезнева. – Но, если будут приняты соответствующие поправки об установлении определенного уровня зарплат, это станет хорошим подспорьем для специалистов бюджетной сферы».

Вопрос повышения качества жизни

— Моя мама живет в одной из отдаленных деревень Тюменской области, — рассказывает тюменка Светлана Прохорова. — До областного центра оттуда больше двух сотен километров, до ближайшего поселка с поликлиникой — несколько десятков км. И когда у ее сестры случился инсульт, врачи просто не успели доехать, тетя осталась инвалидом. В деревушке, где жителей можно сосчитать по пальцам, нет смысла открывать ФАП, считают многие, и люди остаются на самолечении. Им проще заварить лечебные травки, помазать бальзами и поставить себе диагноз самостоятельно, чем искать попутку, добираться по поликлиники, высидеть очередь или услышать, что сегодня врач не принимает. И я сейчас живу в постоянной тревоге за родного человека, ведь, если что случится, не факт, что помощь вообще приедет. Именно поэтому я поддерживаю внесение в Конституцию поправок о доступности медпомощи.

Леонид Рошаль Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

О необходимости внесения таких поправок впервые заговорил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. Он и предложил прописать на законодательном уровне необходимость обеспечения всех жителей страны помощью профессиональных докторов.

— Поправки, которые мы внесли в Конституцию, обязывают государство создать все условия, чтобы доступность медпомощи, её качество были равными на всей территории России. Теперь качественная и доступная медицина — зона ответственности всех уровней власти. И региональной, и муниципальной в том числе. Я надеюсь, что вместе с увеличением финансирования здравоохранения это уже очень скоро принесёт свои плоды и все граждане почувствуют улучшение ситуации в медицине. 

В предложенных изменениях четко прописано, что качественная медицинская помощь должна быть доступна в любом уголке страны. Если органы власти не обеспечат людям достойное лечение, это будет восприниматься как нарушение главного документа государства. Отсюда и принципиально иная ответственность перед людьми и государством.

Фото: Правительство Тюменской области

Глава Общественной палаты Тюменской области Геннадий Чеботарев сказал: «Неслучайно этот пункт в числе других поправок граждане отметили как один из наиболее значимых. Вопрос доступности услуг сферы здравоохранения является одной из главных потребностей поголовно всех жителей страны. Это не только вопрос организации работы медицинских служб и учреждений. Это вопрос повышения качества жизни».

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Одним из основных прав пациента является права на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленные в ст. 41 Конституции РФ.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Таким образом, в нарушении конституционного права на медицинскую помощь, ст. 19 Закона об основах охраны граждан сужает это право до программы государственных гарантий, хотя Конституция РФ не предусматривает каких-либо ограничений. Данная тема была уже неоднократно подвергнута бурному обсуждению политиками, врачами, юристами, иными людьми, не безразличными к организации бесплатной медицины в РФ. Учитывая легализацию платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения, произошедшую в 2010-2011 гг. реальная ситуация в стране значительно усложнилась. Ну а вступивший в силу 1 января 2012 года Федеральный закон от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» расставил все точки над i — создав множество препонов на пути к бесплатной медицинской помощи, загоняя людей в платные очереди.

Право на бесплатную медицинскую помощь гарантируется наличием обязательного медицинского страхования и реализуется программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством РФ. Кроме того, в ч. 2 ст. 41 закреплено, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Особенности сообщения диагноза и сохранения врачебной тайны при психиатрических заболевания

Психическое здоровье лица, является неотъемлемой составляющей его нормальной жизнедеятельности. К сожалению, исторически в обществе сложилось неоднозначное отношение к лицам, страдающим психическими расстройствами, в связи с чем сохранение врачебной тайны при оказании данного вида медицинской помощи является крайне важным для пациентов.

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» № 3185-1 от 02.07.1992 г. в статье 5 закрепляет право лица, страдающего психическим расстройством на «получение информации в доступной форме и с учетом своего психического состояния информации о характере имеющихся у него психических расстройств и применяемых методах лечения».

Врач предоставляет сведения больному в наиболее доступной для него форме, принимая во внимание его психоэмоциональное состояние, тяжесть заболевания и возможные реакции на поставленный диагноз. Также врач должен рассказать о возможном риске, побочных эффектах, альтернативных методах лечения пациенту с обязательной отметкой о проведенном разговоре в медицинской карте больного

Таким образом, при оказании психиатрической помощи врач вправе умолчать некоторые данные о состоянии здоровья пациента, которые могут спровоцировать поведение, опасное для него самого или окружающих.

Лечение пациентов в психиатрических стационарах или амбулаторно осуществляется только при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство

Тем не менее, принимая во внимание специфику заболеваний таких пациентов, законом предусмотрены случаи, когда согласие на лечение может предоставить третье лицо, а не сам пациент:

  1. В отношении лиц, не достигших 15 лет или лиц, больных наркоманией, не достигших 16 лет;
  2. В отношении лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными.

Кроме того, есть исключения, когда психиатрическая помощь может оказываться в принудительном порядке:

  • При применении принудительных мер медицинского характера, которые устанавливаются судом в отношении лиц, совершивших противоправное общественно-опасное деяние и страдающих психическим расстройством;
  • При проведении психиатрического освидетельствования, если пациент совершает действия, которые обуславливают: его опасность для себя или окружающих; неспособность самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности (беспомощность); возможное причинение вреда своему здоровью в случае, если лицо останется без психиатрической помощи;
  • При нахождении лица под диспансерным наблюдением, то есть тогда, когда лицо страдает хроническим или затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
  • В случае принудительной госпитализации в психиатрический стационар, до постановления суда, если лечение пациента возможно только в стационарных условиях, а его психическое расстройство обуславливает: его опасность для себя или окружающих; неспособность самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности (беспомощность); возможное причинение вреда своему здоровью в случае, если лицо останется без психиатрической помощи;

Все остальные категории граждан должны получать полную информацию о состоянии своего здоровья и без каких-либо ограничений

А лицам, указанным выше, информация о состоянии здоровья, диагнозе, методах и способах лечения и прогнозе исхода заболевания должна сообщаться в том объеме, в котором они смогут осознать и понять её, принимая во внимание их психо-эмоциональное состояние и возраст

Учитывая особое отношение общества к психическим заболеваниям, Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011. № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» в статье 56 указано, что при оформлении листков нетрудоспособности в некоторых медицинских организациях, в частности в психиатрических или наркологических лечебно-профилактических учреждениях, центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями могут использоваться специальные печати или штампы без указания профиля организации.

По нашему мнению, данная норма является крайне важной, в связи с тем, что иногда пациентам бывает достаточно тяжело с моральной стороны обратиться в психиатрический стационар, из-за с боязни осуждения со стороны родных или коллег. А отсутствие на печати профиля учреждения способствует сохранению в тайне факта обращения в соответствующую организацию, проведенного лечения и наличия (отсутствия) заболевания

Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу мнений (убеждений) и отказа от них

Право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу мнений (убеждений) и отказа от них, закрепленные в ст. 22 и 29 Конституции РФ, создают конституционную основу для такого права пациента как право на получение надлежащей информации и право на принятие самостоятельного решений. Оной из форм реализации такого права является информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от такого вмешательства (ст. 20 Закона об основах охраны здоровья)

Информированное добровольное согласие гражданина (его законного представителя) дается на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (ст. 20 Закона об основах охраны здоровья). Пациент также имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. (под ред. В.Д. Зорькина) // Норма, Инфра-М, 2011
  2. Толстая Е.В. Распоряжение правом на жизнь: правовой аспект // Юридический мир. 2011. N 6. С. 28 — 30.

Право на охрану чести и достоинства

В ст. 21 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на охрану его чести и достоинства. Данная статья гласит, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Так, в частности, данный принцип реализуется в ст. 68 Закона об основах охраны здоровья, согласно которому тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях только при наличии письменного волеизъявления лица, сделанного им при жизни и нотариально удостоверенного в установленном порядке, о возможности такого использования. Вторым исключением из общего правила является, если тело не востребовано после смерти человека по причине отсутствия его супруга, близких родственников, иных родственников, других лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле.

Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон об обращении ЛС) в целях реализации рассматриваемого конституционного права установлено, что участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным. Пациент или его законный представитель имеет право отказаться от участия в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения на любой стадии проведения такого исследования (ст. 43 Закона об обращении ЛС).

Кроме того, советом по этике медицинской организации проводится этическая экспертиза в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения. Таким образом, проведение клинических исследований проверяется на предмет гуманности и допустимости применения к пациенту.

Нормативные документы

Права граждан в области охраны здоровья

  1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью:

    • Пункт 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации.
    • Ст. 18, 19 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)
    • Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)
  2. Право граждан на выбор (замену) страховой медицинской организации.

    Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)

  3. Право граждан на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования:

    • Ст. 19, 21 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)
    • Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)
  4. Право граждан на выбор врача:

    • Ст. 19, 21 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)
    • Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)
  5. Право граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи:

    • Ст. 19 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)
    • Ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) (14-Ф3 от 26.01.96 г.)
    • Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)
    • Ст. 45 Федерального закона «О лекарственных средствах». (№ 86-Ф3 от 22.06.98 г.)
  6. Право граждан на отказ от патолого-анатомического вскрытия:

    Ст. 67 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)

  7. Право граждан на трансплантацию органов:

    Ст. 47 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)

  8. Права пациента:

    Ст. 19 пункт 5 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)