Автономное учреждение. управление, учет, налогообложение

Казенные, бюджетные и автономные государственные учреждения

Государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (статья 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)):

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Примеры бюджетных учреждений

Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 17».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы «Детский сад присмотра и оздоровления № 766»

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Примеры казенных учреждений

Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации»

Федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (создано на основании Постановления Правительства РФ от 22.12.2005 N 800)

Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат города Москвы»

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Примеры автономных учреждений

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕНЗЕНСКИЙ ЗООПАРК»

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРЗЕЛЕНДОРСТРОЙ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАТГОССНАБ»

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного – сравнительная характеристика

Масштабная реформа бюджетного процесса, затрагивающая все его этапы и участников, начатая государством еще в конце девяностых XX века, в 2010 году «подарила» обществу закон, существенно изменивший правила и условия игры и список получателей средств из бюджетов всех уровней. Привычная всем достаточно однородная бюджетная сфера разделилась на новые виды учреждений: казенное, бюджетное и автономное. Какие же конкретно произошли изменения, и что они дадут нам — рядовым получателям бюджетных услуг, и самим учреждениям?

Понятие государственной услуги

Чтобы уяснить, чем отличаются казенные, бюджетные и автономные учреждения между собой, надо, прежде всего, вспомнить термин «государственная (муниципальная) услуга», введенный в обиход законодательством также в 2010 году.

Под государственными и муниципальными услугами подразумевается выполнение полномочий, закрепленных либо за государственными властными структурами, либо за муниципальными. Отсюда и различие в названии услуг.

Исполнение полномочий обычно осуществляется не работниками тех или иных управлений, министерств и ведомств, а через создание ими подведомственных разнообразных учреждений и доведения им заданий соответствующего характера.

Появление в правовом поле бюджетных учреждений новой формации (БУНТов, как их язвительно называли некоторые интернет-пользователи) обеспечил пресловутый закон со скромным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он затронул в первую очередь нормы Гражданского и Бюджетного кодексов, законов «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях».

Имущество учреждений

Сравнительная характеристика казенного и бюджетного учреждения также позволяет выявить ряд любопытных моментов. Так, за казенным формированием все имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления.

Для бюджетного же учреждения учредитель устанавливает список особо ценного имущества.

Для того чтобы не разбазарить казну и введена данная норма: недвижимое и особо ценное имущество отчуждению не подлежит. Что-то продать из такого имущества учреждение имеет право только с разрешения учредителя. Свободно распоряжаться возможно только имуществом, купленным за счет предпринимательских доходов. Но и содержать его придется тоже самим.

Предпринимательская деятельность учреждений

Еще один существенный показатель, чем казенное учреждение отличается от бюджетного – это возможность получения доходов от платных услуг. Поскольку все они некоммерческие, то предпринимательская деятельность не является основной задачей, и заниматься ею можно только по основным направлениям, предусмотренными уставом.

То есть, больница не может проводить концерты и брать за них деньги. Учреждения обоих видов могут заниматься своеобразным предпринимательством. Но! Доходы казенного учреждения от него будут поступать в бюджет, и нет никаких гарантий, что они вернутся в виде дополнительного финансирования.

Бюджетное же учреждение заработанными средствами распоряжается само.

Налогообложение учреждений

И казенные, и бюджетные учреждения работают на общепринятой системе, то есть сдают все отчеты и платят все исчисленные налоги. Здесь казенное учреждение чем отличается от бюджетного? Ничем. Вот автономные, имеющие больше возможностей для заработка, могут выбрать упрощенку – это достаточно серьезная преференция.

Итоги

Хотя процесс реформирования с учетом достаточно длительного переходного периода идет уже несколько лет, массовых банкротств учреждений или перехода их на коммерческие рельсы для населения пока не наблюдается. Так называемая коммерциализация проявляется, скорее, во взаимоотношениях учреждений с органами власти в части получения средств и создании некоей межучрежденческой конкуренции.

Общие тенденции и различия бюджетных и автономных организаций

Данные типы организаций очень тесно переплетаются друг с другом. В целом основные различия состоят в правовом положении, наличии определенных прав и обязанностей.

Бюджетные органы

  • Обладают достаточно большим количеством прав.
  • Учредитель не принимает на себя никакой ответственности за финансовые действия организаций (даже будь это долги или кредиты).
  • Одной частью имущества распоряжается непосредственный владелец, а другой — имеет право пользоваться учреждение.
  • Как уже было сказано, бюджетные органы полностью распоряжаются средствами, полученными с предпринимательства.
  • Работают и функционируют, благодаря субсидиям, выделяемым из бюджета государства.

Автономные органы

  • Обладают высочайшим объемом прав.
  • Существует наблюдательный совет, который регулирует и контролирует все действия низших инстанций.
  • По всем остальным позициям соответствуют бюджетному типу.

Таким образом, если внимательно сравнить описание казенных учреждений и бюджетных (автономных) организаций, то явно выделяются все основные пункты, отличающие данные типы предприятий.Но в чем же проявляются сходства?Самое главное сходство таких учреждений — единая цель и роль в обществе.

План счетов и кодификация

Самое сложное, наверное, при переходе в бухгалтерию бюджета — это его специфический план счетов. На базовых принципах бухучета (общих для госорганизаций и предпринимательства) Минфином установлен единый план счетов (ЕПС), а к нему инструкция, утвержденные Приказом №157н. Дополнительно есть частные планы счетов, утвержденные другими Приказами Минфина:

  • №183н (автономные).
  • №174н (бюджетные).
  • №162н (казенные).

Коммерсантам в этом плане проще: счета имеют всего два знака (кроме забалансовых), легко запоминаются. Бюджетники получили себе счета, состоящие аж из 26 знаков (разрядов)! Давайте посмотрим, какие коды в них входят:

  • 1 по 4 – раздел и подраздел расходов.
  • 5 по 14 – нули (если иное не установлено федеральным законом или учетной политикой).
  • 15 по 17 – аналитические данные (вид поступления/выбытия – для БУ и АУ).
  • 18 – финансовое обеспечение.
  • 19 — 21 – синтетический счет.
  • 22 — 23 – аналитический счет.
  • 24 — 26 – конкретизированный вид движения объекта учета.

Правда, к облегчению тех, кто сейчас, возможно, передумал менять рабочую область, скажу – в бухучете госучреждений фактически используют только 9 последних разрядов (с 18 по 26). Довольно запутанная система кодировки расписана в ЕПС и специальных инструкциях.

Оставшиеся девять разрядов заполняются в зависимости от того, к какому типу относится учреждение (см. приказы Минфина по утверждению планов счетов выше). Например, казенные учреждения в кодировке с 24-го по 26-й символ отражают коды КОСГУ.

Вот мы и дошли до еще одной особенности бюджетного учета – классификациях КОСГУ и КВР. Для их правильного сопоставления существуют таблицы, утвержденные и опубликованные Минфином. Они призваны облегчить труд бухгалтеров-бюджетников.

Важно! КВР – код вида расхода. Трехзначный код, объединяющий однородные операции

КОСГУ – классификация операций сектора государственного управления. Шифр детализирует расход по КВР.

Необычными выглядят и проводки в бюджете. Вот хотя бы пример операции по покупке материалов у поставщика: Дебет 010500000 «Материальные запасы» Кредит 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов». Для опытного специалиста эта кодировка понятна так же, как для нас с вами счет 50 «Касса».

Также есть некоторая специфика в ведении самого учета. Несколько лет назад, а именно в 2016 году, был утвержден Федеральный стандарт под названием «Основные средства» (Приказ Минфина №257н от 31.12.2016), который действует и в 2020 году. Бюджетники в обязательном порядке применяют его с 2018 года, причем методы учета и оценки отличаются от принятых в коммерции. Первоначальная стоимость ОС, например, для бюджетного учреждения не имеет значения.

В то же время для коммерческих организаций тоже существуют подобные стандарты, но применяются (по крайней мере, пока) по желанию. Поэтому, если захотите перейти (так и хочется сказать «на темную сторону силы») в государственное учреждение, придется серьезно подойти к матчасти и изучению бюджетного законодательства.

Подробнее о возможностях предоставления платных услуг

Стоит побольше узнать о возможностях казенных организаций на предоставление оплачиваемых услуг различного типа.Приносящей прибыль деятельностью является работа по осуществлению услуг за некоторую плату. Данная деятельность отвечает основным задачам предприятия: покупка и оформление ценных документов, участие в мероприятиях различного типа и т.д.Для оказания платных услуг принципиально важными являются 2 условия:

  1. В официальном уставе организации должна быть прописана возможность организации мероприятий, приносящих доход.
  2. Такие мероприятия должны укладываться в рамки основных целей предприятия.

Также на две группы разделяют и сами платные услуги:

  1. Услуги, относящиеся к главным рабочим направлениям учреждения.
  2. Услуги, не относящиеся к главным рабочим направлениям, но оказываемые ради выполнения задач учреждения.

Если это не закреплено федеральными и другими законами, то полномочия установки цен на платные услуги возлагаются на соответствующие органы власти.Итак, мы рассмотрели само понятие термина “казенное учреждение”, основные характеристики и принципы деятельности. Для закрепления материала ниже представлен тест, состоящий из 10 вопросов, и видео.

Советуем прочитать

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Особо ценное движимое имущество учреждения — движимое имущество учреждения, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Субъекты Российской Федерации — Республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Внешние ссылки

12.08.2021

Особенности бюджетных учреждений

Бюджетное учреждение – это некоммерческая государственная организация, созданная для предоставления сервисов или выполнения определенных работ для реализации деятельности в образовательной, культурной, научной, спортивной, здравоохранительной и других сферах.

Существуют различные меры для повышения эффективности и самостоятельности бюджетных ведомств:

  • Материальное обеспечение новых структур через субсидии в процессе выполнения задания.
  • Материальные права и обязанности органов расширены (право на распоряжение движимым имуществом и прибылью от деятельности).
  • Отсутствует субсидиарное поручительство по обязательствам.

Пример: городские школы (конкуренция за школьников, т.к. от их числа и от качества функций школы будет напрямую зависеть финансирование).

Правовые основы деятельности автономных учреждений

Общее понятие учреждения дано в ст. 120 ГК РФ. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом Гражданский кодекс выделяет два вида учреждений:

  • частное;
  • государственное или муниципальное.

Частное учреждение создается гражданином или юридическим лицом, государственное или муниципальное — Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием. В свою очередь, государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным. Все вышесказанное можно представить в виде схемы:

-----------------------------------------------------------------¬¦                           Учреждение                           ¦L------------T------------------------------------T---------------             ¦                                    ¦            ¦/                                  ¦/--------------------------¬      --------------------------------¬¦         Частное         ¦      ¦      Государственное или      ¦¦        учреждение       ¦      ¦    муниципальное учреждение   ¦L--------------------------      L------T-----------------T-------                                        ¦                 ¦                                       ¦/               ¦/                                 ---------------¬  --------------¬                                 ¦   Бюджетное  ¦  ¦  Автономное ¦                                 ¦  учреждение  ¦  ¦  учреждение ¦                                 L---------------  L--------------

Итак, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

В чем заключается разница

Между двумя разновидностями организаций много схожих черт. Это касается выполняемых функций, задач. И те, и другие могут заниматься культурой, трудоустройством граждан, медициной. Деятельность данных подразделений регулируется ФЗ.

Теперь переходим к разнице. Суть автономучреждения заключена в названии. «Автономное» – значит, независимое. Владеет правом открывать счета в финансовых структурах. Бюджетному это нельзя.

Также автономучреждение наделено полномочиями пользоваться правом получения займа. И в отношении кредитов, распоряжения имуществом свобод побольше, чем у бюджетного аналога. Там деятельность четко подчиняется контролю со стороны государства, включая управление сметой и основными фондами.

«Бюджетники» практически интегрированы в соответствующие муниципальные, госструктуры. И связаны с ними четкими правилами, требованиями, документами.

Источник pohozhie.ru

Бюджетное учреждение: основные сведения

Определение

Бюджетное учреждение — всегда некоммерческое и преследует важные для государства или местного самоуправления цели.

Бюджетным учреждением считается юридическое лицо, соответствующее совокупности признаков (ч. 1 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ):

  • Является некоммерческой организацией.
  • Создано РФ, субъектом РФ (государственное бюджетное учреждение) или муниципальным образованием (муниципальное бюджетное учреждение). Хозяйственные общества, предприниматели, прочие частные субъекты не могут организовать учреждение такого вида (даже если оно потом будет получать от государства субсидии).
  • Создано для оказания услуг или выполнения работ в целях исполнения госфункций и полномочий в различных сферах деятельности.

Для каких целей создается бюджетное учреждение

В законе обозначено, что организации данного вида создаются для предоставления государственных услуг/работ в различных сферах деятельности, таких как наука, образование, здравоохранение, культура, соцзащита и т. д. При этом федеральным законодательством не регламентировано, какими именно видами работ/услуг может заниматься учреждение.

Виды деятельности бюджетного учреждения определяются актами государственных или муниципальных органов о его создании, а также фиксируются в уставе бюджетного учреждения.

Обратите внимание! Бюджетное учреждение может также предоставлять населению и организациям платные услуги, не относящиеся к основным видам деятельности этого учреждения. Стоимость таких услуг и работ определяется по унифицированной схеме (см

приказ Ростехнадзора от 24.08.2010 № 796). Полученные «внебюджетные» средства переходят в распоряжение бюджетного учреждения (а не зачисляются в бюджет, например). Однако использованы они могут быть только для нужд этого учреждения при осуществлении им своей основной деятельности.

Вывод! Таким образом, главная цель создания бюджетного учреждения — предоставление населению государственных или муниципальных услуг. При этом получение прибыли не может стать для собственника юрлица целью учреждения, т. к. оно является некоммерческой организацией.

Создание бюджетного учреждения

Для создания бюджетного учреждения выносится решение (ч. 2 ст. 13 закона № 7-ФЗ):

  • Правительством РФ — для создания ФГБУ;
  • высшими органами исполнительной власти субъекта РФ — для ГБУ уровня субъекта;
  • органами местного самоуправления — для МБУ.

Примеры:

  • порядок создания, реорганизации, изменения типа (например, с бюджетного на автономное учреждение и т. п.), ликвидации и утверждения устава ФГБУ установлен постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539;
  • порядок создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации и утверждения устава госучреждений в Тюменской области определен постановлением правительства Тюменской области от 28.12.2010 № 393-П и др.

Устав

Учредительным документом бюджетного учреждения является устав (ч. 1 ст. 14 закона № 7-ФЗ). Устав должен быть утвержден учредителем организации посредством издания соответствующего правового акта (например, распоряжения об утверждении устава).

Устав бюджетного учреждения должен содержать (ч. 3 ст. 14 закона № 7-ФЗ, п. 33 постановления № 539):

  • наименование юридического лица;
  • его местонахождение;
  • указание на тип учреждения;
  • сведения о собственнике его имущества;
  • исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять;
  • указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, регламент их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности;
  • раздел об имуществе и финансовом обеспечении организации;
  • сведения об обособленных подразделениях;
  • иные разделы — в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Особенности финансирования

Как выше было сказано, средства на обеспечение деятельности поступают из соответствующего бюджета. Это зависит от того уровня, на котором создается организация. Так, например муниципальное бюджетное учреждение финансируется средствами местного фонда. Однако при рассмотрении этого вопроса следует учитывать один нюанс. Само по себе поступление таких средств еще не указывает на то, что учреждение является бюджетным. Финансирование из таких фондов предусмотрено и для других организаций, в том числе и коммерческих. Оно осуществляется в различных формах. Например, это может быть закупка продукции для удовлетворения государственных (территориальных) нужд, предоставление субсидий, дотаций, субвенций и прочего.

Сделки с заинтересованностью

Не секрет, что в государственных структурах распространена практика заключения договоров с теми контрагентами, которые могут «отблагодарить» чиновников. Закон ставит преграду использования служебного положения. С этой целью в него включена ст. 16 «Заинтересованность в совершении автономным учреждением сделки». Члены наблюдательного совета, руководитель автономного учреждения, его заместители признаются заинтересованными в совершении сделки, если они (он), их супруги (в том числе бывшие), родители, бабушки и дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, тети и дяди (в том числе братья (сестры) его усыновителей), племянники и племянницы, усыновители и усыновленные:

  • являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  • владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами голосующих акций акционерного общества или долей, превышающей 20% уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое является в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

Заинтересованное лицо обязано до совершения сделки уведомить руководителя и наблюдательный совет автономного учреждения об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.

Сделка с заинтересованностью может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Решение об одобрении сделки принимается большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении сделки. В случае если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении сделки принимает учредитель.

Сделка с заинтересованностью либо сделка, совершенная с нарушением требований закона, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя. Однако если другая сторона в сделке докажет, что она не знала и не должна была знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее предварительного одобрения, то сделка не может быть признана недействительной.

Порядок, установленный для совершения сделок с заинтересованностью, не применяется к сделкам, связанным с предоставлением автономным учреждением услуг (выполнением работ) в процессе его обычной уставной деятельности на условиях, существенно не отличающихся от условий аналогичных сделок.

Если заинтересованное лицо не уведомило руководителя и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему сделке с заинтересованностью, то оно несет ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения такой сделки, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки. В случае если за убытки в результате совершения сделки с заинтересованностью или с нарушением требований Закона N 174-ФЗ отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной.

Выводы

Бюджетное учреждение не может по своему желанию вносить денежные средства или иное имеющиеся движимое или недвижимое имущество в уставный капитал, финансировать за счет этих средств других юридических лиц или иным образом передавать имущество. Им нельзя становится участниками или учредителями других компаний. Причина в том, что финансирование идет напрямую от государства. В случае, когда организация работает в качестве автономного учреждения, то распоряжение имуществом и средствами допускается, но для этого требуется получить согласие от  своего учредителя. Таким образом, в отличие от бюджетного учреждения, автономное может без нарушения действующих законов и нормативов создавать юридические лица. Это помогает организации в работе и позволяет ей расширять свой функционал.

Выводы

Основываясь на приведенных выше признаках, можно отметить, что бюджетное учреждение:

  1. Не может создаваться кооперативами, акционерными обществами и прочими хозяйствующими субъектами.
  2. Формируется для реализации некоммерческих целей. Однако тот факт, что основная деятельность осуществляется не для извлечения прибыли и распределения полученных средств между учредителями, не выступает как запрет на оказание платных услуг. Организация может заниматься предпринимательством, если оно соответствует поставленным целям.
  3. Поучающее доход от оказания платных услуг, должно направлять средства по согласованию с главным распорядителем исключительно на развитие и расширение деятельности, для которой оно создано.
  4. Обладает имуществом, сформированным из материальных ценностей, вверенных ему собственником, а также приобретенных самой организацией. Бюджетное учреждение, осуществляющее оперативное управление, пользуется и владеет объектами в рамках, определенных в законодательстве, и в соответствии с целями, ради которых оно создано. Если прочее не установлено в нормативных актах, организация распоряжается имуществом с согласия собственника.
  5. До начала отчетного года обязано составить смету расходов/доходов, а в конце периода — отчет о ее исполнении.

Вывод

В автономии есть и свои плюсы, и свои минусы. Преимуществом является то, что руководитель школы теперь станет в некой мере «хозяином», который сможет решать огромное количество проблем самостоятельно. А недостатком может быть то, что помимо всех проблем, руководителю придется ознакомиться с управлением финансами, а также финансово-хозяйственными и учебно-методическими делами школы.

Некоторые думают, что переход школ в статус «автономных» является инициативой государства только для того, чтобы снять из себя некие полномочия и отдать все в руки самих же школ. Но на самом деле, автономия даст огромные преимущества для образовательного процесса. Да, это сложно, ведь самостоятельность требует огромной ответственности и нереальных усилий, но если школа готова ко всем проблемам, с которыми ей придется столкнуться на пути к автономии, тогда у нее все получится!